«Если это происходит, значит, кому-то это все-таки нужно!» – с такими словами мы входили в Дом детского творчества (известный уфимцам как Дворец пионеров), где в пятницу, 13 ноября, проходил фестиваль социальной рекламы «Городская СреДа – 2009».
В Уфе фестиваль проводится уже в пятый раз. Как и прежде, главными организаторами выступили администрация Уфы и консалтинговая компания «Имидж-консультант», поэтому все было четко и без суеты. Посетителей встречали девочки в красных галстуках, приветствуя пионерским салютом, вестибюль украшен стендами с продукцией еще советского Агитпропа.
После торжественной церемонии открытия гости фестиваля, коих в фойе дворца находилось более сотни, могли ознакомиться с работами, присланными на конкурс. В этом году число плакатов, видео и аудиороликов на различные темы социального характера превысило цифру 500. Организаторы говорят: «Рекорд! Есть работы даже из Казахстана и Белоруссии». Взглядом пытаемся найти деятелей рекламной отрасли, однако начало фестиваля профессионалы явно проигнорировали. Поэтому в публике преобладали студенты факультетов PR и рекламы столичных вузов.
На стендах большинство работ посвящены проблемам наркомании, алкоголизма и экологии, что оставляло ощущение заезженности темы. К счастью, только на первый взгляд. С другой стороны, работы с другой тематикой на контрасте смотрелись более выигрышно. Честно говоря, трудно было представить, как жюри сможет выбрать победителей. Тем более что организаторы не известили публику о критериях работы жюри.
Пресс-конференция порадовала обилием как спикеров, так и представителей СМИ. Администрацию Уфы представлял начальник информационно-аналитического отдела Марат Газизов, который аргументировано доказал важность социальной рекламы для жизни нашего мегаполиса. Гости фестиваля «Городская СреДа» – руководитель специальности «реклама» факультета прикладной политологии ГУ «Высшая школа экономики», руководитель интернет-проекта «Социальная реклама.Ру» Гюзелла Николайшвили и представитель Союза дизайнеров России Виктор Сумароков из Тулы рассказали про свои первые впечатления от Уфы, поделились своим мнением о ситуации с социальной рекламой в стране. Участники отметили, что в Уфе много социальной рекламы, возможно, во многом благодаря экономическому кризису, который оставил уличные щиты без рекламодателей, тут и нашлось место для «социалки». Однако далеко не всегда радует качество социальных плакатов, порой это даже антиреклама, которая вызывает негатив у горожан.
Отдельно на пресс-конференции журналисты подняли вопрос об отношении бизнеса к поддержке социальных акций. Представитель генерального партнера фестиваля, руководитель департамента рекламы группы компаний «Радуга» Юлия Воробьева отметила, что «многие представители бизнеса еще не осознали, что участие в социальных мероприятий выгодно не только для имиджа, но и помогает выделяться в потоке информации. Хотя мы здесь прежде всего потому, что чувствуем свою социальную ответственность».
После пресс-конференции Гюзелла Николайшвили провела для уфимских рекламистов мастер-класс «5 правил и 5 ошибок социальной рекламы».
Здесь мы прежде всего узнали, что если реклама – это оплачиваемая коммуникация бренда с целевой аудиторией, то социальная реклама – это коммуникация с целью привлечь внимание к актуальным проблемам общества, что по идее должно повлечь за собой изменение поведения человека в лучшую сторону. Если обычная реклама во многом нужна только заказчику и потребителю, то социальная – всему обществу.
Были сформулированы пять правил социальной рекламы:
-
социальная реклама не должна содержать ссылок на коммерческие бренды;
-
социальная реклама не должна вызывать депрессию и негатив, а призвана пробуждать позитивные чувства;
-
социальная реклама должна быть понятна для большинства;
-
социальная реклама должна использовать различные каналы коммуникации;
-
социальная реклама должна размещаться бесплатно.
По словам Гюзеллы Николайшвили, эффективность социальной рекламы будет выше, если придерживаться пяти простых правил:
-
избегайте атрибутов социальных бед;
-
постарайтесь отказаться от отрицательной частицы «не» в рекламном сообщении;
-
не следует отдавать предпочтение черному цвету;
-
покажите позитивный исход в финале сюжета (модель того, как решить проблему);
-
идеально и наличие обратной связи (контактный телефон, возможность отреагировать).
На круглом столе «Социальная реклама в новых социально-экономических условиях» участники обратили внимание, что пора чаще использовать новые темы для «социалки», такие как любовь к Родине и семья, а не только социальные пороки.
Фестиваль завершился театрализованным представлением кавээнщиков, которые обыграли социальные темы с участием исторических персонажей. Уфимские кавээнщики напомнили, что КВН всегда говорил о важных для людей темах, а не только о том, что сейчас мы видим с телеэкрана в виде слащавого шоу «Масляков и сын».
Жюри постаралось на славу – лауреатами в разных номинациях стали больше 40 авторов в 141 номинации.
Но главными героями стали обладатели Гран-при фестиваля – ребята из студии «БезНебес» во главе с Евгением Никоновым. За серию работ «Поведение удивляет» они получили главный приз.
Эта награда подтверждает, что рекламист может быть успешен не только в коммерческой деятельности. Он имеет возможность говорить с экранов телевизоров, из радиоприемников, со страниц газет и журналов, щитов наружной рекламы о главном, насущном и для каждого важном. То есть обо всем, чему посвящена социальная реклама.
|