Режиссер: Терренс Малик В ролях: Брэд Питт, Шон Пенн, Джессика Честейн, Хантер МакКракен, Ларами Эпплер, Ти Шеридан, Фиона Шоу, Джессика Фусельер и другие.
Возможно, остались еще такие граждане, которые не поняли жизнь, однако искренне верят, что в районе стратосферы на пушистом облаке восседает немолодой мужик, который или от скуки, или от участия может рассказать любому желающему, хотя часто в немилосердной форме, что в этом мире к чему. Тут они не ошибаются: немолодой мужик действительно существует, его зовут Терренс Малик, но проживает он в Штатах и зарабатывает на жизнь не раздачей советов, а съемкой коммерчески успешных лент. И поскольку по законам физики каждый почетный деятель искусства рано или поздно должен обзавестись своеобразным итоговым эпиком, необязательно крутым и сопливым, как «Фонтан» Аранофски, но непременно глубоким и в меру непонятным, Малик в стороне не остался.
В силу своего возраста он обременен значительным количеством как профессионального, так и очень личного опыта, совокупность которых привела к ожидаемом результату, к общей концентрированной мысли, плотной, как эйнштейний, и чистой, как слеза – к картине «Древо жизни». Помня о требованиях жанра, сценарист и режиссер отводит под этот проект чудовищно большой отрезок своего пути – больше тридцати лет на эволюцию от идеи до продукта. Но созерцая «Древо жизни», первое, что приходит на ум – на это и пятидесяти лет не жалко. Второе – Господи, за что я такое быдло.
Хотя идея ничего сверхчеловеческого не заявляет, она провоцирует оторопь и бросает в холодный пот. Чуть больше двух часов на экране живет типичная семья середины прошлого века: скромная, любящая мать, строгий отец и три сына, старший из которых чувствует нарастающую неуверенность в себе. Болезненное восприятие окружающего мира особенно ранит, когда соседские семьи затрагивает смерть и безнадега, а неприятные разговоры с отцом о важных основополагающих вещах случаются чаще и заканчиваются громче. Здесь выразить то, что невыразимо по определению, ни печатным словом, ни произнесенным, помогает хаотичный интуитивный видеоряд, прочесть который оказывается трудным занятием, поскольку он надежно замаскирован под плод неторопливой кудрявой фантазии Малика.
– Теперь он в руках Господа.
– Но он всегда был в его руках.
«Древо жизни» оказывается рассказом из серии «Я познаю мир», где за основу берется не естественнонаучное знание, а набор конкретных ощущений, знакомых каждому, кто хоть раз пытался соединить концы в исследовании своего места в мире. Действие зачастую не выходит за пределы придомовой лужайки, но масштаб предприятий, которые устраивают для детей то мать, то отец, – вселенский. Отдельные эпизоды даже настойчиво перебиваются то пейзажами Юпитера, то панорамой видимой части космоса. А центральной частью повествования становится не напряженный семейный ужин, а визуально красивая, медитативная нарезка коротких клипов в духе передач BBC, повествующая о зарождении Жизни и изобретении Смерти, о цикличности всего сущего на небе, как и на земле.
В центре этой прозрачной мысли – Ребенок, который еще не знает, насколько неприглядным может быть его уютный мир, но уже замечает его уродства, предвзятость, нелогичность, как бы смиренная Мать ни пыталась показать его настоящее лицо – доброе и справедливое. В этом смысле сюжетные изыскания не стоят в картине ничего, «Древо жизни» – это набор сигналов, который Ребенок принимает от родителей и от кого-то наверху, проводит их через свой скудный опыт и принимает решение. Собственно выбор Малик предоставляет небогатый: путь благодати или путь эгоизма, однако не это главное. Главное – что выбор, который сделает ребенок, указан не семьей, не безграничной заботой матери и сильным плечом отца, а кем-то наверху.
Эта неприкрытая вера зарифмована в разных частях картины, которая, с одной стороны, трудится проиллюстрировать библейскую заповедь «не навреди», а с другой – предполагает, что Сотворение – мероприятие не запланированное, спонтанное и неуправляемое, и оно происходит по сей день, не только в космическом пространстве, но и внутри каждого из нас.
Фигурально, Малик выполнил наказ праотцов с небывалым усердием и ответственностью: дом построил, сына вырастил, дерево посадил. Однако откровенно фестивальная работа «Древо жизни», которая способна ввести в дискурс массового зрителя, может считаться сколь угодно передержанной, стерильной, наивной – на сегодня это единственное предложение остановиться, сесть и подумать еще раз.
Поколение пепси, если вы о пелевинском, это люди 30-40 лет. Те, кто СССР развалил. Философствующий, Вам сколько? Если за 50, то наверно Вы к нему не принадлежите, а если меньше, то пардонче....
ЗЫ. А вообще, глупо это - ярлыки вешать на поколения. Давно пора понять, что менятся, только мода и реалии жизни, а люди, в основных своих чертах, остаются одинаковыми в течении последних 2000-2500 тысяч лет. Читайте литературу чаще, там об этом много напписано.
фильм необычайный...второй день думаю о нем..удивительные съемки, непростой сюжет, насыщенные образы. заставляет подумать, заглянуть в свою душу в поисках Мистера и Миссис О`Брайен. фильм стал для меня двухчасовой медитацией, с полным погружением в себя.. всем кто не в восторге от "попсового" кино, очень советую посмотреть.
оказалось что этот фильм о создании земли, динозаврах, тут же о боге... пол фильма на экране абстракции под музыку, я пожалела что потратила деньги зря. Пол зала вышло до конца сеанса
Фильм прекрасен. Настолько сильное эстетическое переживание,что возбуждение не отпускает уже несколько часов. Давно не ощущала такой сопричастности чуду. Настоящее произведение искусства.
Алиса права.
Необычайная философия этого фильма где то очень глубоко. Так глубоко, что надо было чем то занять час этого кино и заняли его как раз абстракцией в духе Сельвадора Дали. Потом скитаниями людей по пустыне, потом отрывками из National Geografic. В общем если урезать фильм до часа двадцати то посмотреть можно. Но в целом кино для очень сообразительных, или тех кто себя таковыми считает.
Могу сказать, что понравился и не понравился фильм. Сюжет банальнейший, но снято в духе артхауса, смотреть интересно, если бы не одно "НО". Кажется, будто создатели фильма специально добавляли нарочито "многозначительные" символы. И эта нарочитость прям лезет наружу. Нарисованные "на коленке" динозавры - верх абсурда.
Извините, но мне больше нравится Альмодовар и Джармуш.
Фильм красивый, но портит красоту неровный монтаж, не понравился голос за кадром, многозначительно и с придыханием выдающий банальные вещи, без мысли, а просто навроде "ах, для чего мы тут", "ох, Боже, прими моего сына", и т.п. Кино отдаёт старушатиной, топорной религиозностью (на уровне сцен палец в небо и "там Бог") как раз безжизненностью. Тут дело не в восприятии красоты и т.п. Тот же "Фонтан", который снял Аранофски, сделан красивее и глубже, а тут аж Золотая пальмовая ветвь.. Я тоже как и Театралка предпочёл бы этому любой фильм Джармуша и согласен что вот эта нарочитость многозначительности наружу лезет. Вот "Зеркало" у Тарковского это да, в нём всё изображено гениально, та же тема детских переживаний и роли родителей куда сильнее показана. Интересно будет дождаться Меланхолии фон Триера. Человек пошутил, никто не понял и выдворили из Канн, персона нон-грата теперь, а приз "Дереву жизни" может дали ещё и как дань уважения пожилому режиссёру.. Кино посмотреть стоит, но это уж точно вообще далеко не "лучший фильм всех времён", как писали в каком-то журнале..
Хотела посмотреть и посмотрела. И слава богу. И пересматривать его даже не собираюсь. Этот фильм - голый пересказ юнгианской теории в психологии с эволюционной теорией Дарвина вприкуску. Ску-ко-та. Это уже читано и видано.
А банальщины типа: "Любовь спасет мир" и "Кто мы" и еще: "Брат, мать..." и все это так душещипательно, что отщипанная душа на пятой минуте деревенеет и начинает скучать, а тело зевать.
Но "самый-самый" момент для меня, когда благословенная жена начала летать. Я ушла в блэкаут. Возвращаться не собираюсь.
Согласна с Фёдором: захотелось снова посмотреть "Зеркало" Тарковского.Вот это действительно гениальная вещь. Пока шло "Древо",надеялась: может будет что-то интересное, цепляющее впереди- не было, пересматривать не стоит.
просто бесит!
оказалось что этот фильм о создании земли, динозаврах, тут же о боге... пол фильма на экране абстракции под музыку, я пожалела что потратила деньги зря. Пол зала вышло до конца сеанса
Необычайная философия этого фильма где то очень глубоко. Так глубоко, что надо было чем то занять час этого кино и заняли его как раз абстракцией в духе Сельвадора Дали. Потом скитаниями людей по пустыне, потом отрывками из National Geografic. В общем если урезать фильм до часа двадцати то посмотреть можно. Но в целом кино для очень сообразительных, или тех кто себя таковыми считает.
Извините, но мне больше нравится Альмодовар и Джармуш.
А банальщины типа: "Любовь спасет мир" и "Кто мы" и еще: "Брат, мать..." и все это так душещипательно, что отщипанная душа на пятой минуте деревенеет и начинает скучать, а тело зевать.
Но "самый-самый" момент для меня, когда благословенная жена начала летать. Я ушла в блэкаут. Возвращаться не собираюсь.